Давид Рентген (1743-1807), мастер-мебельщик
и владелец мебельной мастерской в небольшом рейнском городе Нейвиде, сыграл
важную роль в развитии российского мебельного дела эпохи классицизма. По значимости
имя Давида Рентгена стоит в одном ряду с такими современными ему мастерами,
как Ж.-Ф. Эбен, Ж.-А. Ризенер, Г. Бенеман. Именно он, в течение нескольких
десятилетий, влиял на вкусы и моду в мебельном производстве России последней
четверти XVIII столетия. Основное количество классицистической мебели Рентгена
и по сей день находится в музеях Петербурга и пригородов; кроме того, многие
из этих вещей не являются рядовой массовой продукцией нейвидской мануфактуры.
Они создавались по индивидуальному заказу для Екатерины II, в большинстве
случаев - самим Рентгеном, поэтому, аналогов этих вещей нет в коллекциях других
европейских стран.
Давид Рентген унаследовал мебельное дело от своего отца Абрахама Рентгена,
получившего признание и известность в Германии. Однако будучи человеком не
только талантливым, но и предприимчивым, Давид Рентген пошел гораздо дальше:
при нем изготовление мебели на нейвидской мануфактуре не осталось скромным
локальным производством, а вышло на мировой рынок, приобрело интернациональное
значение.
Еще в 1770-х гг., когда Рентген создавал рокайльную
мебель с использованием техники маркетри, к нему пришла слава "первого
мебельщика века". В первые годы работы Давида Рентгена на нейвидской
мануфактуре создававшаяся там мебель не намного отличалась от продукции, вырабатываемой
при его отце. Новыми элементами были лишь сложные механические устройства,
любовь к которым мастер сохранил во все периоды своего творчества. В первый
период деятельности Давида Рентгена основная декоративная нагрузка в его мебели
приходилась на маркетри (эскизы декора выполнял живописец Януариус Цик). После
того как в 1774 году Давид Рентген впервые посетил Париж и увидел, что, в
отличие от провинциальной в то время Германии, в столице и законодательнице
мод Франции стиль рококо уже безнадежно устарел, мастер начинает работать
над созданием своего собственного стиля, который впоследствии в научной литературе
получил название "рентгеновского классицизма". Определяющей для
творчества Давида Рентгена зрелого периода является именно эта мебель, исполненная
в технике сплошной фанеровки с бронзовыми накладками и деталями. Отправившись
в Петербург через 10 лет, мастер привозит с собой образцы мебели этого нового
стиля, которые очень быстро завоевывают популярность при дворе Екатерины II.
Для архитекторов и мастеров декоративно-прикладного искусства, работавших
в полуфеодальной Германии XVIII века, строительство Петербурга было хорошей
возможностью найти высокооплачиваемую работу и новый рынок сбыта. В те годы
многие германские мастера, особенно, мебельщики, бронзовщики и люстровщики,
переселялись в Россию, где имели возможность развернуть свое производство
и преуспевать так, как никогда бы не смогли у себя на родине. Давид Рентген
впервые приехал в Россию в 1784 году и продолжал поставки своей мебели ко
двору Екатерины II в течение последующих 7 лет. В то время представители императрицы
занимались приглашением видных зарубежных специалистов на работу в Россию.
Барон Ф.-М. Гримм, парижский корреспондент Екатерины II, в одном из писем
рекомендовал ей Рентгена как мастера, который "в своей области и в свое
время не имеет личностей, равных себе". Получив благоприятный ответ:
"мы с радостью встретим мебельщика-механика, так как мы строим больше,
чем когда-либо", Давид Рентген тщательно отобрал для первого "выступления"
в российской столице свои произведения. В число первой партии мебели, отправившейся
в Россию, входили как уникальные вещи, созданные специально для Екатерины,
так и типичные образцы нейвидской продукции, призванные продемонстрировать
широту и разнообразие производства.
Из первой поставки мебели в Россию в 1784 году два точно атрибутированных
предмета находятся в коллекции Эрмитажа: это так называемое "бюро с Аполлоном"
и напольные часы на колоннах. Восхищение этими предметами было настолько велико,
что в 1790 г. бюро с Аполлоном было даже выставлено в Академии наук на всеобщее
обозрение. В описаниях собрания Эрмитажа XVIII века мебель Рентгена упоминается
наряду с произведениями изобразительного искусства, как особая достопримечательность,
что демонстрирует то особое отношение к ней, которое сложилось буквально с
момента ее приобретения. Этому способствовали как сложнейшие механизмы, которыми
снабжались предметы мебели, так и совершенство техники обработки изделий.
Кроме таких уникальных предметов мебели в 1784 году в Россию были привезены
и образцы типичной нейвидской продукции: столы всех видов - от письменных,
многослойных столов-пюпитров, туалетных и рисовальных, до более простых -
ломберных, всевозможных форм маленьких столиков; комоды, чембало, крутящиеся
кресла, напольные часы.
Специалисты различают три варианта мебели "рентгеновского классицизма".
Первый иногда называют "архитектурным", поскольку эти предметы мебели
характеризуются крупными масштабами и обилием архитектурных элементов (колонн,
аркад, балюстрад и т.п.) в конструкции и декоре. Такие вещи, богато декорированные
и снабженные сложными механизмами, почти все были созданы специально для русских
поставок. Второй вариант "рентгеновского классицизма" скромен и
непритязателен, для мебели этого типа характерны круглые ножки, восходящие
к французским прототипам. Образцов такой мебели сохранилось не много (в Эрмитаже
- 3 экземпляра). Третий вариант явился, по сути дела, дальнейшим развитием
первого. Основная его черта - умеренность декора и ясность конструкции. Следующие
детали и приемы становятся характерными для произведений Рентгена: узкая царга;
квадратные суживающиеся книзу ножки с окончанием в виде кубика или желудя,
рифленые бронзовые вставки на них; ручки в виде перевитых платков; рамки жемчужника
на филенках; выложенные латунью каннелюры; бронзовые розетки.
Характерная особенность нейвидской мебели, способствовавшая ее славе - сложнейшие
механические устройства и музыкальные механизмы. Их автором был многолетний
сотрудник Рентгена, владелец собственной мастерской, часовой мастер Петер
Кинцинг. Совершенство этих механизмов высоко ценилось современниками. Различные
мелодии, в том числе современных композиторов, записывались на латунный барабан;
каждая вещь имела несколько валиков, которые можно было менять. Они приводили
в движение молотки и рычаги, а те в свою очередь дирижировали клавесином и
флейтой. Механизм мог работать как автоматически, вместе с боем часов, так
и самостоятельно, при повороте специального рычага.
Успешное начало дел в Петербурге обеспечило Рентгену новые заказы не только
от Екатерины, но и от ее приближенных. Рентген приезжал в русскую столицу
еще четыре раза - в 1786, 1787, 1789 и 1790 гг. После 1789 года Екатерина
прекратила закупки у Рентгена и в 1790 г. он приезжал в Петербург уже ради
частных сделок. Для императрицы выполнялись самые крупные и сложные заказы.
В 1786 году была прислана крупная партия мебели для дворца в Пелле на сумму
72704 рубля. Но дворец не был достроен и 43 предмета из 150 привезенных перешли
в хозяйство в Эрмитажа. Среди них такие уникальные со специальными бронзовыми
украшениями вещи, как туевый письменный стол-пюпитр, амбоиновое бюро с курантами,
бюро с медальоном Платона. Вторая Петербургская поставка, как ни одна другая
позволяет судить как о масштабах закупок русской императрицы у Рентгена, так
и о колоссальном диапазоне его продукции. Все изделия - от самых простых до
самых изощренных - отличает безукоризненное техническое исполнение.
В описи коллекции Эрмитажа 1811 года упоминается 47 достоверных предметов
мебели нейвидских мастерских. В 1847 году в связи с постройкой Нового Эрмитажа
и переделкой Старого более простые и скромные произведения были перевезены
в Таврический дворец, а во второй половине XIX века часть мебели была отправлена
в Гатчину и Павловск. После революции 1917 года коллекция мебели Рентгена
пополнилась за счет национализации частных собраний. С другой стороны, много
предметов мебели Давида Рентгена пропало из дворцов в пригородах Петербурга
в годы Великой Отечественной войны. Время от времени эти вещи попадают в антикварные
магазины или поступают в Эрмитаж через закупочную комиссию.
(По материалам статей Б. Гереса. )
Источник: http://svetico.narod.ru |